С первого июля текущего года, вступил в законную силу приказ Минтранса № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами». Согласно этому документу исключительно цифровые тахографы, которые отвечают нормам приказов Минтранса №36 и №237, могут быть использованы в перевозках внутри страны.
Стоит напомнить, что роль тахографа в автомобиле можно сравнить с ролью черного ящика в самолете, поскольку это устройство автоматически фиксирует информацию, касающуюся скоростного режима, пробега, времени, потраченного на движение. Ранее, наряду с цифровыми тахографами, на грузовые транспортные средства допускалась также установка аналоговых или как еще их принято называть шайбовых тахографов.
Установка тахографов на грузовой и пассажирский транспорт в Европе уходит своими корнями в 70-ые годы, именно в это время был отмечен подъем автомобильных перевозок. Что касается нашей страны, то она взяла на вооружение этот опыт в 90-ые годы. Согласно правительственному приказу от 03.08.1996 №922, были даже составлены требования, предъявляемые к установке и производству приборов. В основе всего лежали нормы, которые были обозначены Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, задействованных в международных автомобильных перевозках (ЕСТР).
О цифровых технологиях в области тахографии заговорили еще на заре 2000-х годов. Безусловно, в сравнении с аналоговыми устройствами они характеризуются целым набором плюсов, включая и высокий уровень надежности и высокую скорость обработки информации, и больший объем памяти, и многое другое. Именно поэтому ЕСТР дополнили поправками, а о цифровых тахографах заговорили как о новом требовании. Роль этих изменений в улучшении ситуации на дороге стала очевидной. Так, в течение минувшего десятилетнего периода эксперты отметили уменьшение количества дорожных аварий на 22%, а число ДТП, имеющих последствия, связанные с гибелью людей, сократилось на 55%.
Россия не осталась в стороны от этого опыта, и новые стандарты смогли найти свое место в современной законодательной базе. В 2013 году было принято решение о том, что законную силу утратило Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 922, и в Министерстве транспорта заявили о том, что владельцам транспорта необходимо принимать во внимание требования ряда документов, включая Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ и приказы Минтранса от 13.02.2013 № 36 и от 21.08.2013 № 273. На сегодняшний день российским водителям, работающим в сфере международных перевозок, разрешено оборудовать свои транспортные средства тахографами ЕСТР, а вот на российском рынке возможна лишь установка цифровых приборов, оснащенных блоком СКЗИ, согласно приказу Минтранса №36.
В соответствии со статьей 11.23. КоАП, прописаны штрафные санкции, вступившие в силу в 2014 году. Наказанием за отсутствие в грузовом или пассажирском транспорте тахографа служит штраф, сумма которого равна одной-трем тысячам рублей для гражданских лиц и 5-10 тысячам рублей для должностных. Водитель, нарушивший требования по соблюдению режимов отдыха и труда, получает штраф суммой в 1-3 тысячу рублей. Контролирует выполнение норм, регламентированных статьей 11.23 КоАП РФ, инспектора ДПС и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
По словам заместителя руководителя Ространснадзора Асланбека Ахохова, для того, чтобы предупредить случаи не соблюдения норм использования тахографов и не допустить нарушений правил использования приборов, сотрудниками Ространснадзора постоянно проводятся рейды, направленные на то, чтобы дисциплинировать водителей и должностных лиц.
В течение 2014 года сотрудниками Госавтоинспекции был начат контроль над режимами соблюдения водителями периодов труда и отдыха за рулем на грузовом и пассажирском транспорте. Цель этого контроля заключалась в том, чтобы проверять данные, зафиксированные тахографом. Полученные в ходе проведенных рейдов результаты нашли свое отражение в статистике дорожных аварий за период 2015 года.
Как отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин, вероятность возникновения аварии на дорогах появляется спустя четырехчасовой период работы экипажа. Как показала практика, именно в этот момент происходит снижение уровня внимания и реакции. Благодаря контролю, организованному на дорогах, водители получают мотивацию для того, чтобы начать делать остановки и отдыхать. Подтверждением того, что изменения носят в целом положительный характер можно считать тот факт, что количество дорожных аварий, которые произошли в результате длительного периода работы, и число погибших в ДТП с участием грузовых транспортных средств сократилось на 12%.
Вместе с тем, несмотря на то, что показатели смертности в течение последних лет несколько снизились, общее число дорожных аварий всё же еще достаточно высоко. Кроме этого появились и другие проблемы. Так, согласно статистическим данным, предоставленным Госавтоинспекцией, в минувшем году водители, нарушившие ПДД, в 70% случаев управляли грузовиками, зарегистрированными на физических лиц. Из 428 дорожных аварий, которые произошли из-за водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, 81% ДТП произошли с участием водителей, управляющих транспортными средствами, находящимися в частной собственности. Такая ситуация лишний раз подтверждает низкий уровень вождения, который характерен для сегмента транспорта в частной собственности и указывает на необходимость введения более жесткого контроля.
В скором будущем в нашей стране стоит ожидать куда более глобальные перемены в том, что касается регулирования деятельности частных перевозчиков. Так, Государственная Дума взяла на рассмотрение поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», а также проект изменений в КоАП, в рамках которых частные владельцы пассажирского и грузового транспорта с массой более 15 тонн, обязаны будут производить установку тахографов, следовать требованиям по соблюдению норм труда и отдыха, следить за технической исправностью транспорта согласно нормам безопасности дорожного движения, а также производить стоянку указанных категорий транспортных средств в течение более чем восьми часов на специально организованных парковках.
Эксперт ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин назвал нынешний уровень существующего законодательного регулирования лишь первой ступенью, ведущей к разработке системы полноценного контроля. По его словам, те законопроекты, которые находятся сейчас на стадии разработки, направлены на два главных аспекта: с одной стороны – это ужесточение требований, а с другой – создание механизмов для более детального контроля тахографии, как отрасли.