На Международной конференции автомобильной отрасли «PIAC/AUTOPROM Russia» в Петербурге обсудили ключевые изменения текущего года в области тахографии. Организатором встречи, на которой собрались ведущие специалисты по работе с тахографами, выступил экспертный центр «Движение без опасности».
Максим Данилин, ведущий специалист «Движения без опасности» и модератор сессии, рассказал о проблемах безопасности перевозок груза и пассажиров и о будущих планах в этой сфере. Он подчеркнул, что тахограф на данный момент считается одним из главных средств повышения безопасности движения, так как позволяет контролировать режимы труда и отдыха водителей, что минимизирует риск совершения нарушений, приводящих к автокатастрофам.
Статистику аварийности с участием грузового транспорта в Петербурге и Ленинградской области за 2016 год представил начальник отделения технического надзора четвёртого отдела УГИБДД Дмитрий Горбатюк. Он сообщил, что за январь – февраль текущего года в Ленобласти произошло 50 дорожно-транспортных происшествий с участием грузового транспорта, погибших – семеро, пострадавших – 65. В Петербурге за тот же период зарегистрировано 59 таких аварий, в которых пострадали 66 человек, пятеро погибли.
Кроме того, по данным ГИБДД, было выявлено почти 800 нарушений в работе с тахографами – чаще всего приборы просто отсутствуют, либо водители не соблюдают режимы труда и отдыха. Также Дмитрий Горбатюк отметил, что сотрудники Госавтоинспекции получили необходимое количество карт контроллера, чтобы в полном объёме проверять соблюдение всех правил пользования тахографами.
О ближайших изменениях в области тахографии участникам встречи рассказал Армен Хачатрян, заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс». Важно отметить, что теперь тахографы являются полноценными метрологически поверенными приборами, показания которых можно использовать в качестве официальной и достоверной информации. Стало также известно, что Министерство транспорта планирует ужесточить контроль над деятельностью мастерских по установке и калибровке тахографов. На данный момент мастерские не несут никакой ответственности за оказание неквалифицированных услуг, но специалисты считают, что пора чётко законодательно определить и закрепить их обязанности.
Участники сессии вспомнили также и о большом количестве аварий в 2015 году, виновниками которых стали водители грузового транспорта, находящегося в собственности физических лиц. Напомним, что эта проблема обсуждается уже несколько недель, а причиной такой высокой аварийности является недостаточный контроль над транспортом физлиц, осуществляющих коммерческие перевозки. Вскоре их обяжут проходить и предрейсовый технический контроль, и устанавливать тахографы, и соблюдать режимы труда и отдыха водителей.
Дмитрий Батаков, заместитель генерального директора по развитию компании «Континентал Аутомотив РУС», отметил, что производители готовы к изменению законодательства и полностью поддерживают его. «За последние несколько лет в России проведена колоссальная работа в области тахографии, мы даже обогнали по показателям и требованиям несколько европейских стран», – заявил Дмитрий Батаков. Он уверен, что «сейчас тахографы выполняют функцию умного помощника водителя и транспортной компании и способствуют повышению уровня безопасности».
Представитель одной из мастерских по установке тахографического оборудования Дмитрий Крестьянинов подробно рассказал о требованиях, которые предъявляются к компаниям, которые работают с тахографами. Он ободрил инициативу Минтранса по ужесточению контроля над мастерскими: «Это приведёт к самоликвидации недобросовестных фирм и улучшит ситуацию в индустрии в целом».
Участники встречи сошлись во мнениях, что в 2016 году область тахографии затронут серьёзные изменения, которые могут существенно повлиять и на саму систему, и на безопасность движения на дорогах во всей стране. Ожидается появление новых законодательных актов и полный переход на использование цифровых тахографов вместо аналоговых с 1 июля 2016 года, что позволит России приблизится к общемировым стандартам в тахографии.