24 сентября в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол, на котором обсуждались проблемы использования транспортными предприятиями тахографов и карт тахографов. Мероприятие было организовано Гильдией логистических операторов.
Руководитель сектора применения тахографов Алла Петрова рассказала, что поводом для очередного обсуждения стало обращение в Гильдию крупного ритейлера, связанное со сложностями в эксплуатации тахографов и карт к ним. Как пояснил руководитель отдела транспортного обеспечения ГК «ДИКСИ» Дмитрий Широков, в июне этого года сменился производитель электронных карт к тахографам. Теперь выпускается модель Diamand-2, которая подорожала на 46-139% (в зависимости от размера партии). При этом существенных изменений в функциональных характеристиках карты не наблюдается. Компании-перевозчики несут очередные серьезные потери. Помимо этого, с новым производителем невозможно связаться напрямую, а приходится действовать только через уполномоченных посредников.
Руководитель мастерской, которая обслуживает тахографы, Андрей Туров перечислил еще ряд проблем, которые были выявлены в последнее время. Прежде всего это сроки производства карточек. Сейчас они сократились с 1 -2 месяцев до 2-3 недель, однако были случаи, когда карточку оформляли в течение одного дня. При этом, сроки изготовления карты нормативно не определены, не установлена административная ответственность за их несоблюдение. Без карты водитель работать не может, либо он должен идти на осознанное нарушение закона. «Этим летом из-за сбоя в системе 10 дней не выдавались карты. Пять тысяч водителей остались без работы и никто за это не понес никакой ответственности», - рассказал Андрей Туров. Расходы мастерских постоянно растут: пользование программой по выдаче карт стало платным, если при оформлении заявки на получение карты вкралась ошибка, её аннулируют и штрафуют компанию. При этом новые карты работают не со всеми видами тахографов. По мнению участников заседания, поскольку оснащение грузового транспорта тахографами является обязательным и прописано в законе, необходимо установить государственный тариф как на сами приборы, так и на электронные карты для них.
Виктор Прокопенко, генеральный директор АО «Атлас-карт», основной деятельностью которого является предоставление услуг в области информационной безопасности и информационных технологий, заявил, что причиной, по которой тахографы определенных марок не работают с новой картой, является их перепрошивка, и предложил предоставить такие приборы к ним на экспертизу.
Представитель профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Людмила Емельяненко заявила, что итогом работы круглого стола должна стать резолюция с обращением во все причастные ведомства с конкретными предложениями. В частности, она сообщила, что электронная карта выдается водителю и содержит его персональные данные, однако, при увольнении из компании работодатель оставляет карту у себя тем самым вынуждая шофера оформлять её заново и идти на различные ухищрения. Помимо этого, она предложила обратиться в ФАС с предложением обратить внимание на единственного разработчика карт для тахографов, который является на данный момент монополистом.
Представитель ПАО «Микрон» Ольга Казанская высказала предположение о том, что резкий скачок стоимости карт связан с использованием импортных комплектующих. При этом крупнейшее предприятие, которое она представляет, в состоянии взять на себя производство практически любых микросхем. Однако, технические протоколы их производства закрыты, поэтому ни одна компания не может принять участие в разработке.