На днях вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил о том, что в рамках принятого на правительственном уровне решения, штрафы для перевозчиков, которые оплачивают проезд по федеральным дорогам согласно требованиям системы «Платон», теперь будут снижены. При чем их уменьшением смело можно назвать весьма значительным, так, за первое нарушение придется заплатить 5 тысяч рублей, в случае повторного 10 тысяч рублей. Распространяются штрафные санкции и на водителей, и на юридических лиц. Также в планах правительства сделать наказание для грузоперевозчиков более жестким. Речь идет о тех нарушителях, которые ездят с превышенными показателями разрешенной нагрузки на ось, не имея на то специального разрешения. В данном случае ГИБДД может даже лишить водителя прав.
Дворкович высказал надежду на то, что принятое на правительственном уровне решение найдет поддержку среди депутатов, что позволит снизить штрафы до разумных значений. Напомним, что пока штрафные санкции еще остаются прежними, и в отличие от предлагаемых, они кажутся баснословными. Так, в случае нарушения требований «Платона», юрлица должны погасить штраф в 450 тыс. руб., а физлица – в 40 тыс. руб. Принятие поправок в КоАП о снижении штрафов намечено на декабрь.
Комментируя сложившуюся ситуацию со штрафами, замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов говорил о том, что в настоящее время водители не попадают под штрафы, потому что за это ответственность несут инспектора, которые просто-напросто водителей не останавливают. Есть несколько противоречивых и непонятных моментов с юридическими лицами. Так, по словам Прончатова, юрлица по-прежнему попадают под действие санкций, потому что регламентированные КоАП штрафы определяются камерами, автоматически фиксирующими нарушение. После этого подтверждение нарушения и квитанция об оплате штрафа направляется собственнику.
Не так давно, в Минтрансе вообще предлагали ввести мораторий на штрафы, и временно их отменить, пока тарифы не будут снижены. Что касается дальнобойщиков, то им бы хотелось не только отмены штрафов, но и главного – отмены «Платона» и требований, согласно которым им необходимо платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр дороги. Причин много, среди них – ошибки, возникающие в работе системы, приводящие в итоге к тому, что штрафы выписываются безосновательно и ошибочно.
В свою очередь Дворкович не стал отрицать наличие некоторых проблем и сбоев в работе системы, добавив, что каждый случай рассматривают все стороны, включая разработчиков системы, представителей Министерства транспорта и Ространснадзора – все задействованы в решение подобных проблем.
В последнее врем вспышки протеста всё чаще возникали в Дагестане – там сотни дальнобойщиков планировали, доехав до столицы на фурах, перекрыть МКАД. В результате переговоров с Росавтодором и оператором «Платона» «РТ-инвест» протест дальнобойщиков был завершен, поскольку водителям постарались детально и подробно объяснить назначение и принципы работы системы, поскольку, как отметил замглавы комитета Госдумы по госстроительству Ризван Курбанов, говорить ультиматумами в этом вопросе не стоит. В течение 12 дней протестной акции велся поиск компромиссов, которые удалось найти.
В Росавтодоре уже рассказывают о финансовых достижениях «Платона». Так, с начала запуска системы и на момент 24 ноября Федеральный дорожный фонд пополнился на 366 млн. руб., которые были собраны с грузового транспорта, оплачивающего проезд по федеральным дорогам.
В будущем году планируется, что собранные средства достигнут отметки в 40 млрд руб., по крайней мере – эта цифра уже внесена в проект федерального бюджета. Собранные средства пойдут на поддержку и реализацию региональных дорожных проектов, а также ремонт трасс федерального значения, которые портятся от проезда большегрузного транспорта.
Одновременно со снижением штрафов и стараниями умерить волну негодования среди грузоперевозчиков, недовольных введением «Платона», власти ужесточают наказания, применимые к дальнобойщикам в случаях перевозки негабаритных грузов. Данные законопроект уже представлен МВД на портале regulation.gov.ru. Таким образом, уже сегодня, в случае, когда инспектором ГИБДД было установлено, что движение грузовика осуществлялось с превышением разрешенной нагрузки на ось, будет учитываться дифференцированная шкала штрафов. В случае превышения нагрузки на ось на 20-50%, штраф составит 5-10 тыс. руб., если более 50% – 7-10 тыс. руб. Если нарушение повторяется, в МВД говорят, что стоит на законном уровне установить наказание, выраженное в лишение водителя прав сроком до года, опять же, учитывая процент перевеса.