Тенденция к перераспределению доходов в пользу казны государства привела к такому положению дел, что на сегодняшний день региональными остались только три вида налогов: налог на имущество организаций, игорный бизнес, ставший, однако не таким прибыльным после ухода казино в подполье, и транспортный налог, весомую часть которого города потеряют к весне этого года, поскольку указание об отмене транспортного налога для большегрузного транспорта президентом было озвучено еще в декабре 2015 года. К слову сказать, первые шаги в данном направлении уже сделаны.
Транспортный налог определяется количеством лошадиных сил, а ставки утверждают субъекты страны. Регионы побогаче освобождали от уплаты налога малолитражки, однако нарастающий дефицит лишил водителей легковушек такой привилегии. До текущего года, к примеру, в Югре автомобиль мощностью до 150 лошадиных сил обходилась собственнику из расчета за каждую лошадь. Аналогичное положение дел сложилось и в других городах, повысивших ставки и увеличивших облагаемую базу в 2015 году. Вследствие этого за период с января по октябрь минувшего года консолидированный бюджет страны пополнился на 120,6 млрд руб., что на 35% больше показателей 2014 года. Самыми дорогими, с точки зрения налога, стали автомобили с мощностью двигателя более 250 л.с., стоимость которых из расчета за одну лошадиную силу наиболее высок. Однако дорожные фонды потеряют это финансирование тогда, когда Государственная дума официально примет решение о том, чтобы отменить транспортный налог, оставив в качестве своего рода альтернативы систему «Платона». Некоторые регионы сообщили о своей готовности отказаться от доходов до того, как это решит федеральный парламент.
Законодательное собрание Нижегородской области выступило с инициативой о максимальном снижении ставки транспортного налога для большегрузного транспорта. Соответствующий проект внесен на рассмотрение фракцией КПРФ. Согласно предложению представителей коммунистической партии, ставку следует снизить в десять раз, до 0,85 рублей и 0,65 рублей. Напомним, что в нынешней редакции налог на грузовой транспорт массой более 200 лошадиных сил составляет 58 рублей за одну лошадиную силу, а массой более 250 лошадиных сил – 76,5 рублей. Однако авторы не учли экономических рисков с потерями бюджета и возможным дефицитом в 9,7 миллиардов рублей.
По словам депутатов, президентом был озвучен, если и не приказ, то, как минимум, руководство к действию. Проблема должна быть решена, и компенсация из бюджета страны для этих целей будет выделена. Депутаты считают необходимым принятие закона и обсуждение с Министерством финансов гарантий. С введением системы «Платон» получается, что владельцам большегрузного транспорта приходится оплачивать ремонт дорог даже не два раза, а все три.
В ГИБДД приводят данные о том, что на начало 2015 года число зарегистрированных в нашей стране транспортных средств массой более 12 тонн, составляло 1,6 млн транспортных единиц. Представители партии ЛДПР предложили отменить для данной категории транспорта налог, сообщив о том, что владельцами фур с мощностью в 300 лошадиных сил, было в 2014 году выплачено около 41,6 млрд руб. Если эффективно перераспределить средства Федерального дорожного фонда, то потери для российских субъектов с отменой транспортного налога удастся минимизировать. В свою очередь дальнобойщики на это мнение авторов закона высказывают свою точку зрения о том, что в нашей стране методов, позволяющих эффективно возвращать деньги регионам из федерального бюджета – нет и не было. В связи с этим представители транспортной отрасли считают, что предложение президента больше походит на попытку снизить напряженность сложившейся ситуации, чем на перераспределение финансовой нагрузки.
В Московской области в среднем налоговый тариф для большегрузного транспорта равен 30 тыс. руб., в то время как система «Платон» лишает владельца грузовика 300 тыс. руб., а потому, считают транспортники, ни о какой полноценной компенсации речи идти не может. Остается открытым вопрос о том, из каких средств вести оплату ремонта дорог в регионах. Не исключено, что в будущем платными будут и трассы регионального значения, да и подобные разговоры время от времени ведутся.
Представители профсоюзов убеждены, что гораздо правильнее не производить замену тройного налогообложения на двойное, а взять пример других стран, где на смену транспортным налогам пришел топливный акциз. Однако принцип платить за километры приводит к росту стоимости бензина, акцизы на который в нашей стране регулярно повышают. Получается, что грузоперевозки не видят никакого другого решения, кроме как полностью отменить «налог Ротенберга» или транспортный налог, в противном случае их бизнес просто «утонет» под гнетом налогового бремени. Однако с отменой транспортного налога местные транспортники и местные власти могут оказаться перед лицом сложных противоречий, что только усугубит ситуацию и не повлияет на ее решение. Ответ на вопрос «что делать?» в таком случае имеет смысл искать в системообразующих экономических плоскостях. При этом даже с отменой транспортного налога, но с повышением тарифов системы «Платон», грузовые транспортные компании долго не продержаться.