обновлено в 12:15 05.0809:49 16.12.2015
Цифровые тахографы
Минтранс освободил производителей транспортных средств от оснащения тахографами на заводском конвейере? Это действительно так или только кажется на первый взгляд? Что это - попытка угодить производителям, желание чиновников Минтранса или реализация интересов иных лиц? Попробуем разобраться в этих вопросах и дать оценку ситуации в связи с изменениями, внесенными в Приказ Министерства транспорта от 21.08.13 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Законодательное регулирование вопросов, связанных с применением тахографа для контроля режимов труда и отдыха водителей, находится в правовом поле различных ведомств. Тахограф с одной стороны является прибором, выполняющим функции государственного контроля, а с другой стороны - компонентом транспортного средства, оказывающим прямое влияние на управление и предсказуемость автомобиля, по этой причине законодательное регулирование распределило тахограф между двумя ведомствами. В части контрольных функций нормативные акты относятся к области регулирования Министерства транспорта Российской Федерации, а в части требований по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств - к области технического регулирования в рамках полномочий Министерства промышленности и торговли РФ.
Для понимания сути внесенных изменений, описание которых будет представлено ниже по тексту, нужно учитывать общие Положения, предписывающие правила формирования текстов нормативно-правовых актов, а именно: требования, изложенные в законодательных актах, имеющих преимущественную силу над иными нормативно-правовыми документами, не должны повторяться в документах, имеющих меньший юридический статус, поскольку нормы уже действуют.
Теперь можно перейти к сути изменений, которые были внесены в Приказ Минтранса №273. Из текста Приказа было исключено требование по оснащению тахографами транспортных средств на конвейере завода производителя.
Кому это выгодно? Однозначно можно сказать, что не владельцу транспортного средства, для него с любой точки зрения это невыгодно! С экономической стороны - потому что цена при установке на конвейере существенно ниже, чем при установке тахографа в условиях мастерской. С технической точки зрения это еще более невыгодно, потому как установка модели тахографа даже с минимальными отклонениями от конструкторской документации может привести к потере корректного управления автомобилем в самый неожиданный момент, и, самое опасное, если это произойдет в экстренной ситуации, в условиях, когда каждый метр тормозного пути – это чья-то сохраненная жизнь.
Выгодно это в первую очередь производителям: для производителя автомобиля с экономической точки зрения – это снижение затрат на производство продукции; для производителя тахографа это также снижение затрат на изготовление устройства, обладающего требуемой для автокомпонента степенью надежности, который не подведет в любой ситуации, к тому же это экономия на процедурах подтверждения соответствия в составе автомобиля - качественный тахограф производить дороже, чем некачественный.
Всем остальным это невыгодно, а с точки зрения основной задачи тахографа – защиты интересов населения от рисков, связанных с возникновением аварийных ситуаций на дороге, решение по исключению требования оснащения тахографами транспортных средств на конвейере завода-производителя противоречит государственным интересам. Что и отражено в Федеральном законе от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где в статье 3 определяется, что «Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ...».
Сразу же после вступления в силу данного изменения заинтересованные лица начали активно сообщать всем участникам отрасли, что теперь на конвейере устанавливать тахограф не требуется и одобрение модели тахографа со стороны завода-производителя не требуется также – понятно, что это «было им на руку». Но заинтересованные лица просчитались: одобрения производителя для модели тахографа никто не отменял, поскольку этот вопрос регулируется не приказом Министерства транспорта, а Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который имеет преимущественную юридическую силу над всеми внутренними нормативными актами Российской Федерации.
Технический регламент 018/2011 предусматривает процедуру прохождения одобрения типа транспортного средства в составе с тахографом, при этом регламент не требует его обязательной установки на конвейере завода. Если модель тахографа не внесена в конструкторскую документацию завода-производителя транспортного средства, то ТР ТС 018/2011 предписывает прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, в противном случае эксплуатация транспортного средства запрещается.
Из вышесказанного очевидно, что законодательство не освободило производителя автомобиля от одобрения модели тахографа в составе модели транспортного средства, допускается только различный порядок оснащения транспортного средства тахографом: либо на конвейере, либо в мастерской, и в любом случае допускается только та модель, которая включена в состав электронного оборудования и является компонентом, внесенным в заводскую документацию транспортного средства.
Однозначно, что освобождение завода-производителя от установки тахографа на конвейере приведет к отрицательным последствиям:
- повышение стоимости для конечного потребителя; - увеличение риска возникновения ДТП по причине установки в мастерской некачественной модели тахографа, не прошедшей одобрение завода-производителя автомобиля и не прошедшей процедуры проверки совместимости электронных компонентов ТС, и, как следствие, не исключающей возможность потери предсказуемого управления автомобиля в экстренных ситуациях.
Перевозчику следует внимательно отнестись к выбору модели тахографа с целью обезопасить себя от возможного риска возникновения аварийной ситуации. Никто в этом вопросе больше, чем сам владелец, не заинтересован. Поэтому не стоит доверяться рекламным слоганам и заверениям, а необходимо ознакомиться с требованиями Технического регламента Таможенного союза 018/2011. Эксперт RNSINFO, Мирошин Геннадий Святославович Материалы по теме
|
Рассылка RNSInfo:
Эксперты
|
Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций.
Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования.
Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.
Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.
Продвижение сайта -
компания «RELMAR»
Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта.
E-mail: |
info@rnsinfo.ru Продвижение сайта |