В последние три года Министерство внутренних дел фиксирует значительное уменьшение числа автомобильных краж в стране. В 2015 году показатель понизился на 11%. Однако делать обнадёживающие выводы рано, потому что наряду с уменьшением количества угонов снижаются и объёмы легального автомобильного рынка.
Министерство экономического развития сообщает, что в прошедшем году статистика продаж транспортных средств уменьшилась почти на 36%, сократилось и производство – тоже практически на 30%. Соответственно, число угонов, по сравнению с состоянием на общем рынке, понизилось на меньший показатель. Можно сделать вывод, что угонщикам тяжеловато приходится в условиях кризиса, так как выбора стало меньше, но их положение не такое плачевное, как у официальных представителей транспортного бизнеса. Специалисты отмечают, что теперь чем престижнее автомобиль, тем больше вероятность его кражи.
Как и когда угоняют
В 2015 году в России украли более 44 тысяч автомобилей. Стоит учесть, что это только число краж, зарегистрированных Министерством внутренних дел, а в реальности их, скорее всего, ещё больше. Судя по данным сайта «Угона.нет», сведения для которого предоставляются сотрудниками ГИБДД, большую часть угнанного транспорта составляют легковые автомобили. Если смотреть на производителей машин, то популярнее у угонщиков, конечно же, иномарки, нежели отечественные автомарки.
В страховых компаниях отмечают, что в условиях кризиса выгодно угонять старые автомобили, чтобы потом разбирать их на части. Кроме того, представители страховщиков также подтверждают тенденцию снижения числа краж. К примеру, в компании «АльфаСтрахование» показатель угонов уменьшился на 15%, а в «Росгосстрахе» – почти на 7%.
Однако в фирмах, где занимаются мониторингом транспорта с помощью спутниковых систем, не соглашаются со статистикой МВД и страховых компаний и утверждают, что угонщики становятся всё активнее. Анатолий Курманов, руководитель одной из компаний по установке систем мониторинга транспорта, отмечает, что число попыток угона транспортных средств в 2015 году увеличилось вдвое по сравнению с показателем 2014 года. Кроме того, во второй половине 2015 года возросло не только число краж самих машин, а, в частности, их элементов – снимали фары, зеркала и дворники. Специалисты по мониторингу предполагают, что в текущем году стоит ожидать увеличения преступлений такого характера. «Спрос деталей и целых машин на чёрном рынке будет только увеличиваться, поэтому краж будет больше», – уверен Анатолий Курманов.
В арсенале угонщиков с каждым годом появляется всё больше приборов, с помощью которых они совершают свои преступления, оставаясь практически незамеченными. Во-первых, это «удочки», которые состоят из нескольких портативных компонентов для угона и работают при наличии как минимум двух злоумышленников. Специальными приборами угонщики передают сигналы на брелоки сигнализации владельцев автомобиля, отключая их и открывая себе доступ в его транспортное средство. Во-вторых, используют код-грабберы, которые являются аналогом противоугонной системы, но производят сигнал, снимающий блокировку сигнализации на машине. Такие сложные системы и схемы угонщики применяют для дорогих автомобилей, а с теми, что попроще, работают и обычные алгоритмы – взлом, выбитые стёкла и проворот личинки замка.
Стоит заметить, что по данным специалистов, чаще всего автомобили угоняют по средам, а вот на выходных активность преступников резко спадает. А самым удобным временем суток для таких деяний остаётся ночь. Александр Лескив, глава оперативно-диспетчерского центра компании по установке спутниковой системы слежения GPS/GSM, отмечает, что «попытки угонов чаще всего происходят во дворах домов, на парковках крупных торговых и бизнес-центров».
Что в моде у угонщиков, как выживают дилеры и страховщики
Сайт «Угона.нет» сообщает, что наиболее угоняемые марки автомобилей в целом по стране это Toyota, Mazda, Hyundai, Nissan, а также Lada, которая лидирует со значительным отрывом. В каждом регионе своя картина угонов, которая зависит от многих факторов. К примеру, в Москве в зоне риска в 2015 году оказались модели Hyundai Solaris, Ford Focus и Mazda 3.
Стоит отметить, что больше всего автомобилей угоняют в Москве и Петербурге. И это не удивительно, потому что в столицах число машин на душу населения выше, чем в любом другом городе или регионе страны. Лидерами угонов в Москве и Петербурге стали марки Toyota, Kia, Renault и Hyundai.
Представители страховых компаний сообщают, что число запросов на страховки от угонов в последнее время постепенно увеличивается, не смотря на повышение её стоимости на 40%, так как владельцы транспортных средств беспокоятся о сохранности своих автомобилей. Однако, по словам Анатолия Курманова, на рынке автострахования сейчас не лучшая обстановка. «Уже почти не осталось кредитных машин, страхование которых было обязательно на всё время выплаты кредита, да и увеличение стоимости каско тоже сыграло свою роль в уменьшении числа клиентов», – добавил специалист. Поэтому сейчас страховые компании делают основной упор на своих постоянных клиентов, предлагая им различные бонусы и системы рассрочек.
Кроме того, специалисты заметили тенденцию увеличения количества оформления страховых полисов с франшизой. Это специальная денежная сумма, которая при наступлении страхового случая не выплачивается страхователю. Однако чем больше франшиза, тем дешевле страховка.
Стоит также отметить, что состояние автомобильного рынка сильно влияет на статистику преступности в этой сфере. Александр Зиновьев, директор по продажам компании автодилера, уверен, что все причины кроются в общем экономическом положении страны. «С рынка уходят все те автодилеры, которые не могут обеспечить себе эффективное развитие в будущем, закрываются дилерские центры, люди остаются без работы», – добавил Александр Зиновьев. Кроме того, автобизнес пытается переориентироваться на машины, собранные в России, так как цены на них растут медленнее, чем на заграничные автомобили.