Использование тахографа: режимы труда и отдыха водителей

На главную страницу \ Материалы \ Статьи \ Цифровые тахографы \ Использование тахографа: режимы труда и отдыха водителей
Использование тахографа: режимы труда и отдыха водителей
Цифровые тахографы

В начале рабочего дня водитель грузового автомобиля или автобуса обязан активизировать запись регистрируемых данных, вставив личную карту в специальный слот цифрового контрольного устройства. Помимо общих правил пользования тахографом, водитель также обязан знать (и соблюдать) установленное время работы и отдыха. В обратном случае, при первой инспекции ГИБДД, нарушителю режима грозит материальное взыскание от 3 до 10 тысяч рублей.

Время работы и отдыха регулируется Приказом Минтранса РФ (от 20 августа 2004 года), утвердившим «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Содержание данного документа условно можно разбить на две части – это общие сведения о действии Приказа и установленные им временные нормативы рабочего дня водителя. Рассмотрим основные пункты Положения по порядку.

Основные положения Приказа (пункты 1-5)

Основные положения документа указывают на роли участников автотранспортной отрасли и зоны их ответственности.

Во-первых, это водители-участники грузовых и пассажирских перевозок на территории России: утверждённый Приказ устанавливает нормативы режимов труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих компаниям (ведомствам, частным предпринимателям) любых организационных форм (и трудоустроенных по договору). Закон не регулирует время работы и отдыха водителей, обслуживающих международные маршруты, а также сотрудников вахтового метода.

И, во-вторых, сами компании-владельцы действующего автопарка. Именно на последних и накладывается основная ответственность за соблюдение/несоблюдение режимов труда и отдыха водителей при использовании тахографа. А именно: 

  • Организацию режимов труда и отдыха водителей осуществляет сам работодатель, но совместно с представительным органом водителей (выборный уполномоченный от сотрудников организации, глава профсоюзов, кооперативов, советов рабочих, любых других форм коллективного самоуправления, представляющий интересы рабочих на предприятии), либо по согласованию с этим представителем, в случаях действия коллективных соглашений и договоров;
  • работодатель ОБЯЗАН следовать всем пунктам данного «Положения» при формировании индивидуальных графиков работы (смен) водителей. Общие расписания автобусов и автомобилей предприятия, должны также разрабатываться с учётом и на основании «Положения»;
  • графики смен водителей на линии формируются работодателем ежемесячно; водитель должен быть ознакомлен с ними заранее, как минимум за месяц до исполнения;
  • график работы устанавливает время начала смены, её окончания и продолжительности, время отдыха и перерывов на питание в течение рабочего дня, время отдыха после смены (междусменного отдыха) и по окончании рабочей недели (еженедельного отдыха);
  • все графики утверждаются только по соглашению представительного органа сотрудников. 

Каталог тахографов

Наконец, все спорные вопросы, или вопросы, неучтённые в официальном Положении, регулируются общим законодательством РФ в области труда (Трудовой кодекс России).

Рабочее время водителей

Пункты №6-23 регулируют порядок организации рабочего времени водителей. Сразу следует отметить, что термин «рабочее время» является собирательным и отлично от «времени управления автомобилем». Все периоды, составляющие рабочее время по данному Положению, будут перечислены ниже.

Ясно, что, как и любой трудящийся, водитель обязан соблюдать правила внутреннего распорядка компании и выполнять обязанности сотрудника по должностной инструкции. Работодатель, в свою очередь, обязан соблюдать норму рабочих часов в неделю – эта цифра не может превышать 40 часов в неделю, установленных для всех трудящихся по ТК РФ.По пятидневному графику рабочей недели, полная смена составляет 8 часов. И 7 часов рекомендованы как дневная норма для водителей, имеющих один выходной день при шести рабочих.

Если же по производственным причинам работодатель не может установить нормальную продолжительность рабочей смены, то вводится суммированный учёт, с увеличением учётного периода до 1 месяца, или больше, вплоть до полугода (например, при сезонных перевозках пассажиров в местах отдыха, курортных зонах). Суммированный учёт рабочих часов, соответственно, должен держаться в пределах нормы для данного расчётного периода. Суммированный учёт вводится работодателем по согласованию с полномочным представителем сотрудников.

gruzovik.jpg

Время работы при суммированном учёте

Норма смены при суммированном учёте – не более 10 часов. Однако допускается её увеличение до 12 часов в следующих случаях (пункты №10-12 «Положения о режиме труда и отдыха водителей»):

  • междугородние перевозки (когда есть необходимость завершить полный маршрут и/или добраться до ближайшего места отдыха); если же маршрут невозможно завершить за 12 часов, то работодатель обязан назначить на рейс сменщика (второго водителя);
  • для регулярных пригородных/городских маршрутов (согласованно с представителем сотрудников);
  • а также для водителей, занятых в перевозках для здравоохранительных и других муниципальных учреждений (аварийных служб, коммунальных организаций, служб телеграфной, телефонной, почтовой связи), а также в технологических перевозках (внутризаводских, внутрикарьерных и внутриобъектных), без выезда на дороги общего пользования, и для водителей легковых авто (органов государственной и муниципальной власти, других руководителей)

В последнем случае на время, проведённое за рулём,полагается ТОЛЬКО 9 часов из установленных 12-ти.

Перерыв между частями одной смены

Далее, согласно пункту №13, для водителей, осуществляющих городские, пригородные, либо междугородные автобусные перевозки, раб. день может быть поделён на две смены, при условии их согласия, подкреплённого согласием представителя сотрудников предприятия, и на основе соответствующего нормативного акта. Перерыв полагается, в данном случае, по истечении 4-го часа управления (и не позднее). Продолжительность перерыва – до 2-х часов.

При введении перерыва сохраняется 8-ми часовой рабочий день (или семичасовой при шестидневной раб. неделе). 10-часовой раб. день устанавливается для суммированного учёта; и 12 часов при исключениях, перечисленных выше (пункты 10-12 «Положения»).

Перерыв происходит непосредственно на месте дислокации или в месте, специально отведённом для простоя автобусов с соответствующим оборудованием для отдыха. Перерыв разделяет две части рабочей смены – его время не засчитывается сотруднику как рабочее (не оплачивается). 

Ненормированный рабочий день

В пункте №14 обговариваются условия ненормированного рабочего дня: устанавливается для водителей легковых авто, а также водителей, обслуживающих экспедиции и изыскательные мероприятия (геологоразведочные, топографо-геодезические) в полевых условиях. Решение должно быть согласованно с представителем интересов водителей на предприятии.

Периоды рабочего времени

Рабочий день водителя делится на периоды (в данном списке указаны подпункты в соответствии с «Положением»):

а)      время, проведённое непосредственно за рулём автомобиля – время управления;

б)     время перерывов на отдых от управления авто;

в)      подготовительно-заключительные работы (предшествующие выезду и завершающие маршрут);

Мастерские по тахографам

г)       проведение медосмотра;

д)     время простоев по плану (посадка/высадка пассажиров, погрузка/отгрузка грузов и т.д.;

е)      время незапланированных простоев (пробки, ремонтные работы, автоинспекции);

ж)    время работ по устранению неполадок ТС, возникших во время смены и не требующих разборки/сборки механизмов;

з)      время охраны ТС и груза, если таковые полномочия являются обязательными по должностной инструкции (Трудовому договору или контракту);

и)     время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе;

к)      другое время, если оно предусмотрено законодательством РФ.

Нормативы рабочего времени

Период рабочей смены

Условие

Норматив

Время управления ТС (пункт «а»)

в течение одной смены, при нормальном графике работы

не > 9 часов

перевозка пассажиров по горной местности, с использованием ТС длиной более 9,5 метра, а также при транспортировке крупногабаритных грузов (тяжеловесных, длинномерных)

не > 8 часов

суммированный учёт рабочего времени

возможно увеличение до 10 часов

не чаще 2-х раз в неделю

общее время за рулём ТС за две недели не более 90 часов

Отдых от управления ТС (пункт «б»)

не < 15 мин после 3 часов вождения

каждые последующие 2 часа

в случае совпадения времени перерыва и времени отдыха и питания

перерыв (дополнительный) не предоставляется

Подготовительно-заключительные работы (пункт «в»)

время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников

Медицинский осмотр

(пункт «г»)

время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников

Время охраны ТС и груза (пункт «з»)

один водитель на рейс

время устанавливается работодателем совместно с представителем сотрудников;

время засчитывается как рабочее, в размере не меньше 30%;

два водителя на рейс

время охраны груза и ТС засчитывается как рабочее только одному из них

Время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе (пункт «и»)

время засчитывается как рабочее, в размере не менее 50%; продолжительность сменного отдыха устанавливается работодателемсовместно с представителем сотрудников

 

Все сверхурочные работы исполняются по статье №99 ТК РФ.

Время отдыха водителей

Период рабочей смены

Условие

Норматив

Ежедневный перерыв для отдыха и питания

обычный график

середина рабочей смены

до 2-х часов

смена продолжительностью более 8 часов

допускается два перерыва

общая продолжительность перерыва – от 30 минут до 2-х часов

Ежедневный междусменный отдых

подсчёт производится суммировано со временем на отдых и питание во время одной смены

не менее двойной продолжительности одной рабочей смены (предшествующей отдыху)

суммированный учёт времени работы водителей

не меньше 12 часов

суммированный учёт + междугородные маршруты

не меньше продолжительности прошедшей рабочей смены

суммированный учёт + междугородный маршрут + наличие второго водителя

не меньше половины продолжительности прошедшей рабочей смены (дополнительно увеличивается время отдыха по возвращении с междугороднего рейса)

Еженедельный отдых

обязательное условие – еженедельный отдых предшествует или следует за междусменным отдыхом

не менее 42 часов

суммированный учёт режима работы и отдыха водителей

Выходные дни скользящие, устанавливаются в разные дни недели, с учётом расписания рейсов

кол-во выходных дней не может быть меньше кол-ва полных рабочих недель месяца

суммированный учёт + междугородный маршрут

время на еженедельный отдых может быть сокращено

не менее 29 часов в неделю

и не менее 42 часов за весь учётный период (время на отдых, не предоставленное в течение одной недели, обязательно компенсируется в течение полного учётного периода)

Выход водителя на смену в его выходной день (по графику)

возможен в случаях, предусмотренных по статье №113 ТК РФ

необходимо письменное соглашение обеих сторон

Выход водителя на смену в праздничные дни

возможен в случаях, предусмотренных по статье № 112 ТК РФ (при нормальном учёте раб. времени)

при суммированном учёте – выход в праздничные дни включается в график работы водителя (не компенсируется)

 

  • Рекомендованные компании в вашем регионе:
  • и другие 96 компаний

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


Адрес: 
г. Санкт-Петербург, пр. Шаумяна д.69
Телефон:
+7 (812)988-33-62
E-mail:
info@rnsinfo.ru

Генеральный директор
Павел Новинский
Директор по развитию
Николай Паньшин
Редактор отдела новостей
Лилия Кирсанова


   
   
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться