Магаданский суд признал наличие СКЗИ в тахографе необязательным

На главную страницу \ Новости \ Новости о тахографах \ Магаданский суд признал наличие СКЗИ в тахографе необязательным
Магаданский суд признал наличие СКЗИ в тахографе необязательным
Цифровые тахографы

13.05.2016 года стало известно решение суда, по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса.

Ранее ПАО «Магаданэнерго», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ. Суд посчитал что, требования к тахографам могут быть предъявлены исключительно в рамках ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

Позиция заявителя, ПАО «Магаданэнерго», была следующей:

1. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьям 197-199 АПК РФ ПАО «Магаданэнерго» указал, что оспариваемый пункт 5 Предписания № 01-16/47 от 11.11.2015 УГАДН по Магаданской области, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ПАО в сфере экономической деятельности, неправомерно возлагает обязанность установить на транспортные средства тахографы иных моделей, что создает препятствия для осуществления экономической деятельности и ведет к излишнему расходованию денежных средств заявителя.

2. В соответствии п. 1 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ПАО «Магаданэнерго», как юридическое лицо, осуществляющее на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, произвело установку на транспортных средствах технических средств контроля (тахографов), обеспечивающих непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

3. Установленная на транспортных средствах модель тахографов Continental - VD01381, производитель Германская компания Continental Automotive GmbH, имеет Сертификат соответствия № C-DE.MT14.B.03854 ТР 1674376 Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» согласно ст.ст. 20-22 ФЗ «О техническом регулировании».

Указанный тахограф разрешен к использованию на внутренних перевозках в пределах территории Российской Федерации и полностью соответствует требованиям п. 65 приложения № 9 к Техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 и требованиям пункта 65 приложения № 10 к ТР ТС «О безопасности колёсных транспортных средств» 018/2011.

П. 65 Приложения № 10 к ТР ТС к техническим средствам контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографам) предъявляются следующие требования:
- должны обеспечиваться показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа;
- должна обеспечиваться регистрация: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.

Таким образом, учитывая перечисленные обязательные требования, Технический регламент не содержит требования к наличию блока системы криптографической защиты информации (СКЗИ).

4. В силу действия п. 65 Приложения № 10 к ТР ТС тахограф является объектом технического регулирования. Подтверждение соответствия тахографа установленным требованиям Технического регламента является сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации.

До 01.01.2015 к тахографам предъявлялись требования Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720. Согласно пункту 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 сертификаты соответствия, выданные до дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01 июля 2016 года.

5. При этом, заявитель указал, что согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
Следовательно, технические требования к тахографу, предъявляемые в приказах Минтранса № 36 от 13.02.2013 и Постановлении Правительства РФ № 273 от 21.08.2013, в частности, требования о наличии в нем блока криптозащиты СКЗИ, носят исключительно рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.

6. Кроме того, по экспертному мнению Минэкономразвития, в соответствии с оценкой регулирующего действия приказа Минтранса России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», наличие в тахографе блока СКЗИ является не обязательным, а рекомендательным, несет излишнюю финансовую нагрузку на
бизнес и не выполняет функции, направленные на увеличение безопасности дорожного движения. Таким образом, заявитель считает, что единственным обязательным условием является наличие у тахографа сертификата соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

7. Кроме того, заявитель указал на неправомерность довода ответчика, о том, что ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 не распространяет свое действие на ПАО «Магаданэнерго» в силу положений п. 14 ТР ТС, т.к. согласно Устава, основной целью деятельности ПАО «Магаданэнерго» является получение прибыли, для достижения которой заявитель в соответствии с п. 3.2. Устава ПАО «Магаданэнерго» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в т.ч. перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в целях получения прибыли, т.е. коммерческие перевозки.

Позиция Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была следующей:


1. Заявитель ПАО «Магаданэнерго» в обоснование своих возражений приводит нормы ТР «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ 10.09.2009 № 720 и требования п. 65 приложения № 10 к ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

Однако, действующий на территории РФ с 01.01.2015 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 по мнению ответчика, является документом международного характера и применяется при осуществлении перевозок только между странами – участницами ТС, если же перевозка пассажиров и грузов осуществляется в пределах и на территории государств стран-участников и не имеет отношения к пересечению границы (международные перевозки), порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран - членов Таможенного союза (ч. 3 п. 73 ТР ТС).


2. Согласно п. 14 ТР ТС, конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).

При этом, оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов ТС.

Таким образом, п. 14 ТР ТС указывает на факт оснащения транспортных средств внутри стран-участниц ТС, в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств- членов, т.е. в данном случае оснащение должно происходить согласно нормативным правовым актам РФ, и в частности, должно подчиняться Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденным приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36, в которых указывается на наличие блока СКЗИ, как составной части бортового устройства, из которого состоит тахограф. Блок СКЗИ – это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации. Таким образом, ответчик считает, что законодательство содержит требование к наличию блока криптографического преобразования информации (СКЗИ), т.к. СКЗИ является составной частью тахографа.

3. п. 14 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 распространяет свое действие на коммерческие перевозки, а ПАО «Магаданэнерго» осуществляет перевозки грузов для собственных нужд, а не в коммерческих целях. Поэтому действие ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 не распространяется на заявителя


Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:


Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании» содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и
связанным с требованиями к продукции процессам имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к
продукции и связанным с требованиями к продукции процессам не могут носить обязательный характер.

Поскольку п. 1 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» относит требования к тахографам в исключительную сферу технического регулирования, постольку применительно к тахографам действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Ст. 14 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 определено, что: конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за
соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Согласно п. 65 Приложения № 1 «Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 тахографы – это технические средства контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, т.е. тахографы отнесены к объектам технического регулирования. Таким образом, требования к тахографам могут быть предъявлены исключительно в рамках ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, из системного толкования перечисленных положений законодательства о техническом регулировании следует, что Постановление Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012, как и Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие дополнительные требования к тахографам, носят исключительно рекомендательный характер и не могут содержать обязательные требования, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Полный текст решения суда Вы можете прочитать на сайте справочно правовой системы

  • "Постановление Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012, как и Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие дополнительные требования к тахографам, носят исключительно рекомендательный характер..." браво, Магадан рулит!!! Постановление Правительства...рекомендательный характер...они тут налоги хотят поднять...но это же рекомендательный характер:), хочешь плати, хочешь нет..все, ЕДУ В МАГАДАН!!!!!:)
  • Главное - разобраться в законе и всегда найдешь выход))
  • Это точно, закон, что дышло..
  • бомба
  • Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда по делу № А37-66/2016 обсуждаемое решение было отменено и вынесен новый судебный акт! Не нужно вестись на провокации! Вот ссылка на достоверный источник http://kad.arbitr.ru/Card/96f2d507-7b50-41e7-afd7-e3468b9b9a85

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


E-mail:
info@rnsinfo.ru
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться