13.05.2016 года стало известно решение суда, по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса.
Ранее ПАО «Магаданэнерго», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».
По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.
ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ. Суд посчитал что, требования к тахографам могут быть предъявлены исключительно в рамках ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Позиция заявителя, ПАО «Магаданэнерго», была следующей:
1. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьям 197-199 АПК РФ ПАО «Магаданэнерго» указал, что оспариваемый пункт 5 Предписания № 01-16/47 от 11.11.2015 УГАДН по Магаданской области, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ПАО в сфере экономической деятельности, неправомерно возлагает обязанность установить на транспортные средства тахографы иных моделей, что создает препятствия для осуществления экономической деятельности и ведет к излишнему расходованию денежных средств заявителя.
2. В соответствии п. 1 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ПАО «Магаданэнерго», как юридическое лицо, осуществляющее на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, произвело установку на транспортных средствах технических средств контроля (тахографов), обеспечивающих непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
3. Установленная на транспортных средствах модель тахографов Continental - VD01381, производитель Германская компания Continental Automotive GmbH, имеет Сертификат соответствия № C-DE.MT14.B.03854 ТР 1674376 Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» согласно ст.ст. 20-22 ФЗ «О техническом регулировании».
Указанный тахограф разрешен к использованию на внутренних перевозках в пределах территории Российской Федерации и полностью соответствует требованиям п. 65 приложения № 9 к Техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 и требованиям пункта 65 приложения № 10 к ТР ТС «О безопасности колёсных транспортных средств» 018/2011.
П. 65 Приложения № 10 к ТР ТС к техническим средствам контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографам) предъявляются следующие требования:
- должны обеспечиваться показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа;
- должна обеспечиваться регистрация: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.
Таким образом, учитывая перечисленные обязательные требования, Технический регламент не содержит требования к наличию блока системы криптографической защиты информации (СКЗИ).
4. В силу действия п. 65 Приложения № 10 к ТР ТС тахограф является объектом технического регулирования. Подтверждение соответствия тахографа установленным требованиям Технического регламента является сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации.
До 01.01.2015 к тахографам предъявлялись требования Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720. Согласно пункту 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 сертификаты соответствия, выданные до дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01 июля 2016 года.
5. При этом, заявитель указал, что согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
Следовательно, технические требования к тахографу, предъявляемые в приказах Минтранса № 36 от 13.02.2013 и Постановлении Правительства РФ № 273 от 21.08.2013, в частности, требования о наличии в нем блока криптозащиты СКЗИ, носят исключительно рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.
6. Кроме того, по экспертному мнению Минэкономразвития, в соответствии с оценкой регулирующего действия приказа Минтранса России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», наличие в тахографе блока СКЗИ является не обязательным, а рекомендательным, несет излишнюю финансовую нагрузку на
бизнес и не выполняет функции, направленные на увеличение безопасности дорожного движения. Таким образом, заявитель считает, что единственным обязательным условием является наличие у тахографа сертификата соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
7. Кроме того, заявитель указал на неправомерность довода ответчика, о том, что ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 не распространяет свое действие на ПАО «Магаданэнерго» в силу положений п. 14 ТР ТС, т.к. согласно Устава, основной целью деятельности ПАО «Магаданэнерго» является получение прибыли, для достижения которой заявитель в соответствии с п. 3.2. Устава ПАО «Магаданэнерго» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в т.ч. перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в целях получения прибыли, т.е. коммерческие перевозки.
Позиция Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была следующей:
1. Заявитель ПАО «Магаданэнерго» в обоснование своих возражений приводит нормы ТР «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ 10.09.2009 № 720 и требования п. 65 приложения № 10 к ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Однако, действующий на территории РФ с 01.01.2015 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 по мнению ответчика, является документом международного характера и применяется при осуществлении перевозок только между странами – участницами ТС, если же перевозка пассажиров и грузов осуществляется в пределах и на территории государств стран-участников и не имеет отношения к пересечению границы (международные перевозки), порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран - членов Таможенного союза (ч. 3 п. 73 ТР ТС).
2. Согласно п. 14 ТР ТС, конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
При этом, оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов ТС.
Таким образом, п. 14 ТР ТС указывает на факт оснащения транспортных средств внутри стран-участниц ТС, в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств- членов, т.е. в данном случае оснащение должно происходить согласно нормативным правовым актам РФ, и в частности, должно подчиняться Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденным приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36, в которых указывается на наличие блока СКЗИ, как составной части бортового устройства, из которого состоит тахограф. Блок СКЗИ – это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации. Таким образом, ответчик считает, что законодательство содержит требование к наличию блока криптографического преобразования информации (СКЗИ), т.к. СКЗИ является составной частью тахографа.
3. п. 14 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 распространяет свое действие на коммерческие перевозки, а ПАО «Магаданэнерго» осуществляет перевозки грузов для собственных нужд, а не в коммерческих целях. Поэтому действие ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 не распространяется на заявителя
Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:
Согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании» содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и
связанным с требованиями к продукции процессам имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к
продукции и связанным с требованиями к продукции процессам не могут носить обязательный характер.
Поскольку п. 1 ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» относит требования к тахографам в исключительную сферу технического регулирования, постольку применительно к тахографам действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Ст. 14 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 определено, что: конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за
соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Согласно п. 65 Приложения № 1 «Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 тахографы – это технические средства контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, т.е. тахографы отнесены к объектам технического регулирования. Таким образом, требования к тахографам могут быть предъявлены исключительно в рамках ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из системного толкования перечисленных положений законодательства о техническом регулировании следует, что Постановление Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012, как и Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие дополнительные требования к тахографам, носят исключительно рекомендательный характер и не могут содержать обязательные требования, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.
Полный текст решения суда Вы можете прочитать на сайте справочно правовой системы