Участники прошедшей 21 апреля в Москве конференции «Навиторинг-2015» обсуждали актуальные вопросы в области развития навигационных систем, тахографии и мониторинга транспорта в России и мире. На конференции с докладом выступил Андрей Геннадьевич Ионин – директор аналитической службы некоммерческого партнерства ГЛОНАСС (НП ГЛОНАС).
Свое выступление Ионин начал с представления оценок мирового навигационного рынка, вошедшие в отчет Еврокомиссии в марте этого года. Это четвертый по счету отчет, выпускаемый раз в полтора года. В нем можно проследить и увидеть не только текущие оценки, но и понять, как меняются представления в предпочтении аналитиков, которые этим занимаются. Оценки распределения по сегментам рынка характерны: 4 года назад автотранспорт составлял более 50%, 2 года назад – 56%, сегодня – 38%. Как пояснил Ионин, сегодня максимально активно в процентном соотношении развивается рынок смартфонов, и рост процентов на этом рыночном сегменте влияет на уменьшение всего, что связано с автотранспортом. Плюс, за последнее годы существенно выросли оценки аналитиков профессиональных сегментов, связанных с геодезией, авиацией. Ионин отметил, что сегодня удалось оценить проникновение технологий ГЛОНАСС, ведь руководство страны последние 10 лет боролось за то, чтобы система стала действительно глобальной технологией, поэтому уже можно с уверенностью говорить о том, что этого удалось добиться, и проникновение систему ГЛОНАСС в навигационную аппаратуру составляет более 50%.
Говоря об оценках российского рынка, Ионин констатировал наличие серьезных изменений. Речь идет о запуске с 1 января на территории 83-х регионов нашей страны в полном объеме системы ЭРА-ГЛОНАСС. Практически весь пассажирский транспорт в регионах, транспорт скорой помощи и большая часть транспорта экстренных служб ЖКХ оснащены навигационным оборудованием. И хотя существуют некоторые проблемы, в целом такое оснащение завершено. Более чем в 30-ти регионах нашей страны созданы региональные навигационные центры, и есть решения, которые приняты и обязательно будут реализованы. Первое такое решение, по словам Ионина, касается создания оператора системы ЭРА-ГЛОНАСС. Наличие системы ЭРА-ГЛОНАСС, благодаря, в том числе существенным усилиям НП, станет обязательным условием при оформлении Европротокола с 2016 года, а с 1 января 2017 года все новые продаваемые автомобили в стране будут оснащаться устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Все эти события, которые уже произошли и которые произойдут в самое ближайшее время в течение года-двух, отражают качественное изменение навигационного рынка в России.
Рассматривая существующие проблемы и перспективы развития, Ионин подчеркнул, что недостаточно просто ввести требования по оснащению необходимого оборудования. Сейчас ведется работа над созданием требований, согласно которым установленные приборы должны быть куда-то подключены. Еще один ключевой важный вопрос связан, по мнению Ионина с тем, чтобы наделить навигационную информацию юридической значимостью.
Рассматривая вопросы, касающиеся регламента Таможенного Союза, Ионин напомнил, что на сегодняшний день в него входит 4 страны, и уже в мае к ним присоединится пятая. В этих государствах действует единый технический регламент с установленными требованиями, распространяемыми на два вида навигационной аппаратуры. Что касается непосредственно зоны ответственности, как НП, так и до этого НИС, которые, собственно и были единственными исполнителями проекта ЭРА-ГЛОНАСС, то можно сказать, что сделано всё. Разработаны и утверждены стандарты, создана инфраструктура, прошел аккредитацию сертификационный центр.
Что касается стандартов по аппаратуре спутниковой навигации, то они утверждены, однако еще необходимо пройти определенные этапы и, как заверил Ионин, всё это будет сделано совместными усилиями в течение полугода.
Не менее актуальным стал и поднятый в ходе конференции вопрос о тех, кто хочет заниматься услугами, причем не только оборудованием и установкой, но и обслуживанием оборудования, разработкой и предоставлением сервисов. Все уже наслышаны, что система сдана и запущена в промышленную эксплуатацию, теперь кто-то ею должен оперировать. Решением президента, принятым в июле прошлого года, должно быть создано отдельное акционерное общество ГЛОНАСС. Оно будет находиться в стопроцентной государственной собственности и выполнять несколько основных функций: проводить, быть оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС, оказывать услугу экстренного вызова. Услуга будет бесплатна для всех, кто подключился к этой системе, плюс ЭРА-ГЛОНАСС в соответствии с поручениями президента и решениями правительства, станет платформой для интеграции всех остальных систем, существующих в стране.
Не менее важный, по мнению Ионина, вопрос связан с тем, что в рамках технического регламента, во всех странах ЕвроАзЭс должны быть созданы аналогичные системы. Например, в Китае уже задумались о создании такой системы. С одной стороны, – это и риск, но с другой – большая возможность, и именно поэтому сейчас ведется работа, направленная на гармонизацию стандартов возможной китайской системы.
Говоря о технологических трендах на навигационном рынке, Ионин подчеркнул, что мировой на навигационном рынке сейчас происходят такие же метаморфозы, какие происходили в начале 2000-х годов, когда американцы открыли доступ к точному навигационному сигналу спутниковому. Еще через 5-10 лет он станет совершенно неузнаваем.