обновлено в 10:38 30.0610:19 30.06.2016
Мониторинг транспорта
Одним из основных критериев качества работы общественного транспорта с точки зрения пассажиров является предсказуемость времени поездки по любому маршруту. Пассажиру важно знать, когда ему следует отправиться в путь, чтобы прибыть в пункт назначения без опоздания. В то же время каждый пассажир хотел бы как можно меньше времени тратить на ожидание транспорта нужного маршрута в начальном пункте своей поездки, то есть выходить на остановочный пункт именно в то время, когда туда прибывает соответствующий автобус, трамвай или троллейбус. Ещё 20 лет назад пассажиры при планировании поездок на городском транспорте могли ориентироваться только на расписания, вывешенные в бумажном виде непосредственно на остановках. Такой способ информирования пассажиров не позволял организатору перевозок оперативно сообщать об изменениях графиков работы на маршрутах. Даже плановая замена остановочных расписаний, выполняемая перед началом весенне-летнего или осенне-зимнего сезона, занимала несколько дней. Размещение действующих расписаний в сети Интернет (на официальных сайтах предприятий-перевозчиков и на различных справочных порталах) решает проблему оперативности обновления информации, но не гарантирует, что рейс, выбранный пассажиром по расписанию, не будет сорван в день поездки. Такие сведения может предоставить только система мониторинга транспорта. Мониторинг на каждой остановке За последние годы диспетчерские службы общественного транспорта большинства крупных российских городов были существенно модернизированы. Информация о фактической работе транспортных средств на маршрутах, собранная с применением бортового навигационного оборудования, стала доступна диспетчерам в режиме реального времени. На основании данных о текущем местоположении транспортного средства можно достаточно точно рассчитать ожидаемое время прибытия на ближайшие остановки. Чтобы предоставить эту информацию ожидающим общественного транспорта пассажирам, в состав внедряемых систем мониторинга включались информационные остановочные табло. Типичным примером такого устройства является «ОРБИТА.НАВИГАТОР-ОС».
Для остановочных пунктов, через которые проходит 30-40 маршрутов с интервалом не более 10 минут на каждом из них, трёх сообщений недостаточно. Информация о прибытии транспортных средств, работающих на маршрутах с наибольшими интервалами, большую часть времени вообще не отображается, хотя многие пассажиры хотели бы видеть на табло сообщения именно об этих маршрутах (если интервал движения на маршруте 3-4 минуты, то пассажир дождётся ближайшего транспортного средства и без табло). Возможно, производители учтут этот недостаток и выпустят для наиболее посещаемых остановочных пунктов табло с большим количеством строк. Другой путь улучшения читабельности сообщений при большом количестве прибывающих транспортных средств – установка на остановочном пункте нескольких табло с разделением маршрутов между ними. Где транспорт? Информирование с помощью остановочных табло ориентировано на тех пассажиров, кто уже пришёл на остановку. Для многих пассажиров более удобно выяснить предполагаемое время прибытия транспорта нужного маршрута заранее, чтобы не ждать на остановке или, если подходящего по времени рейса нет, спланировать поездку как-то иначе. Современные системы мониторинга транспорта позволяют отобразить всю необходимую информацию на любом устройстве, подключенном к сети Интернет: настольном компьютере, ноутбуке, планшете, смартфоне. Внедрение систем удалённого информирования пассажиров началось с SMS-сервисов: пассажир отправляет на определённый номер сообщение с номером маршрута и кодом остановочного пункта, с которого планируется поездка (числовой код остановочного пункта необходимо выяснить заранее). В ответном сообщении пассажир получает предполагаемое время ожидания в минутах. Именно так работал, например, SMS-сервис «Где трамвай», запущенный в Екатеринбурге в 2009-м году (когда к системе были подключены другие виды транспорта, сервис был переименован в «Где транспорт»). Позже разработчики систем мониторинга предложили пассажирам транспортные порталы – сайты, на которых все посетители могут увидеть почти ту же картину, которую видят пользователи диспетчерского программного обеспечения (отключены только ненужные подробности и средства диспетчерского управления). Значки, соответствующие транспортным средствам, отображаются на карте города, и пассажир сам может определить, насколько далеко от выбранного остановочного пункта находится транспортное средство нужного маршрута. Один из примеров – транспортный портал Санкт-Петербурга.
и выяснить предполагаемое время ожидания на выбранной остановке. При этом транспортные средства также отображаются на карте. Учитывая опережающий рост количества мобильных устройств по сравнению с количеством настольных компьютеров, разработчики транспортных порталов активно занимаются развитием мобильных версий своих информационных ресурсов. Также существуют мобильные приложения, позволяющие следить за работой общественного транспорта в различных городах – например, «Яндекс.Транспорт».
Возможности мобильных версий транспортных порталов и мобильных приложений, информирующих о работе общественного транспорта, обычно не имеют существенных отличий от возможностей соответствующих транспортных порталов для настольных компьютеров – технические характеристики современных мобильных устройств позволяют отображать участок карты со значками транспортных средств и результаты расчёта времени прибытия в выбранный пункт. Единственное неудобство – малый размер экрана. Многие мобильные устройства содержат навигационный модуль, поэтому мобильные приложения могут отображать на карте не только транспортные средства, но и местоположение самого пользователя приложения, что позволяет, например, облегчить выбор ближайшего остановочного пункта в желаемом направлении. О точности прогноза На остановочных табло (а также на транспортных порталах и в мобильных приложениях – при выборе соответствующего остановочного пункта) иногда можно увидеть хаотичное изменение времени ожидания какого-либо маршрута. Например, сначала табло сообщает, что автобус маршрута №64 прибывает через 15 минут, через 2 минуты – что до прибытия осталось 5 минут, а ещё через 3 минуты – что автобус данного маршрута следует ждать через 20 минут, хотя на остановке за всё это время автобус маршрута №64 не появлялся. Если такое поведение системы информирования отмечается не только при сходах транспортных средств с маршрута, то причина в распространённой ошибке разработчиков – расчёте времени достижения заданного пункта как отношения дистанции по трассе маршрута к усреднённой за некоторый период скорости транспортного средства. Остановился автобус на предыдущей остановке или на светофоре – предполагаемое время ожидания выросло, разогнался на перегоне – время уменьшилось. Гораздо более точный прогноз можно получить с использованием расписания движения по маршруту. В расписании зафиксирована эксплуатационная скорость на любом участке маршрута (в виде времени движения от остановки до остановки) – вот на эту скорость и надо ориентироваться. В системах, учитывающих скорость по расписанию при расчёте предполагаемого времени ожидания на остановке, время на табло всегда уменьшается плавно и достигает нуля, когда транспортное средство действительно находится в зоне прямой видимости. Встречается и другая ошибка – редкое обновление прогноза времени ожидания. В некоторых системах обновление данных на табло происходит только при прохождении транспортным средством одной из предыдущих остановок. При длинном перегоне между остановками иногда можно видеть на табло сообщение о прибытии автобуса через 5-6 минут, хотя на самом деле автобус уже прибыл (перерасчёт данных на сервере системы и передача данных на табло тоже занимают некоторое время). Чтобы не дезинформировать пассажиров, надо время на табло, рассчитанное в минутах, каждую минуту и обновлять – даже если нет новых данных о движении транспортного средства. Устранение описанных ошибок позволит сделать прогнозирование времени ожидания на остановках более точным, а значит – более полезным для пассажиров. Материалы по теме
|
Рассылка RNSInfo:
Эксперты
|
Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций.
Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования.
Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.
Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.
Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта.
E-mail: |
info@rnsinfo.ru |