Как остаться «в живых» на российском рынке грузоперевозчиков?

На главную страницу \ Новости \ Автомобильные дороги \ Как остаться «в живых» на российском рынке грузоперевозчиков?
Как остаться «в живых» на российском рынке грузоперевозчиков?
Автомобильные дороги

С введением платной системы проезда большегрузов по дорогам федерального значения, не удастся избежать ухода с рынка автомобильных перевозок порядка одной трети всех участников. Вместе с тем, достаточно не обдуманными выглядят выбранные государством методы по зачистке рынка. Уже как приближающуюся неизбежность можно смело воспринимать скорую консолидацию рынка грузовых перевозок, которая затронет как федеральный, так и региональный уровень. Мелким и средним участникам рынка, находящимся, что называется на грани рентабельности, придется под гнетом фискальной нагрузки, уйти в сторону, уступив место более крупным игрокам. Очевидно, что местом для разыгрывания этой драматической истории для первых и весьма перспективной истории для вторых – станет Северо-Запад, поскольку именно СЗФО удерживает за собой «звание» одного из крупнейших транспортно-логистических узлов России, в котором сконцентрировано около 20% рынка автомобильных грузоперевозок.

Высказывая свой прогноз, руководитель транспортной службы компании ПЭК Игорь Алексашов, говорит о том, что для средних и мелких игроков рынка адаптация к новым условиям станет практически невыполнимой задачей, и, значит, мало кому удастся с ней справиться. Не исключено, что до 30% небольших перевозчиков и ИП покинут рынок. Нельзя забывать о еще одном факторе, который станет контрольным ударом по деятельности перевозчиков – система Платон. Речь идет о выходе из серой зоны, в которой, если верить оценке НП «Грузавтотранс», на сегодняшний день находятся 80% представителей рынка автоперевозок.

Работать «по белому» в сложившихся условиях – роскошь для современных перевозчиков. Кроме акциза на топливо, определяемого количеством лошадиных сил, иными cловами – транспортного налога, утилизационного сбора, сбора на перевозку негабарита, грузоперевозчикам еще необходимо оплачивать установку и эксплуатацию тахографов. Очевидно, что попав под внимание контролирующих органов, многим перевозчикам не останется ничего, как сменить род деятельности. Справедливости ради стоит сказать, что и легальным перевозчикам легче тоже не будет. Не исключено, что некоторых из них также уйдут из этого бизнеса. В Минэкономразвития провели расчеты, согласно которым с введением платной системы проезда для большегрузов, транспортные издержки перевозчиков вырастут на 10-15%.

Сотрудники консалтинговой компании «Решение» в проведенном им исследовании придерживаются иной точки зрения, говоря о том, что жесткие законодательные методы контроля перевозки грузов, конечно же, в первую очередь, затронут крупных добросовестных участников рынка, а вот тем, кто работает по «черным» и «серым» схемам удастся продолжать свою деятельность, обходя изменения. Существование такого риска, по словам председателя НП «Грузавтотранс» Владимира Матягина – очевидно, и, следовательно, необходимо данный вопрос проработать.

Сама идея запуска системы сводится к тому, чтобы сделать отрасль более организованной. Теперь грузоперевозчик, выезжающий на федеральную трассу, не зарегистрировавшись до этого в системе «Платон», рискует оказаться оштрафованным. Вместе с тем, некоторые крупные перевозчики согласны с нововведениями властей, считая, что это пойдет отрасли на пользу. Например, в этом уверен гендиректор ООО «Монополия» Илья Дмитриев, отметивший, что уход недобросовестных перевозчиков, работающих в тени, сделает рынок консолидированным, в то время как пока его форму нельзя даже назвать цивилизованной. Несколько иного взгляда придерживается Владимир Матягин, по мнению которого, зачистка серого рынка не будет проведена эффективно, поскольку система платного проезда распространяется только на большегрузный транспорт массой от 12 тонн, проезжающий по федеральным трассам. При этом нынешняя законодательная система имеет лазейки, пути обхода, и автоперевозчик вполне может пойти на то, чтобы заключить договор с какой-нибудь компанией, оформить на нее бортовое устройство, маршрутную карту и налоговое бремя обойдет его стороной.

Еще одним весьма серьезным последствием введения жестких государственных требований станет неразбериха в ценовой политике. Говоря о сложившейся ситуации, начальник отдела логистики ЗАО «ПГ «Проминдустрия» Антон Казаков отметил, что сегодня одни перевозчики повысили свои тарифы. Другие решили пользоваться сниженными ввиду отсутствия регистрации в системе «Платон», при этом они направляют свой маршрут по дорогам регионального значения. Третьим вообще не по душе весь этот бардак и они попросту отказываются работать до тех пор, пока ситуация не станет более понятной. И хотя мелкие перевозчики стараются демпинговать, это никак не сказывается на больших компаниях, перекладывающих свои расходы на грузополучателя. На момент 1 декабря рост собственных тарифов крупных региональных перевозчиков составил 6-8%.

Рост тарифов не станет единственной, предпринятой крупными перевозчиками мерой. Очевидно, что они решат изменить и в сторону увеличения частоту рейсов. Например, прогноз компании «Решение» сводится к тому, что ныне существующий грузовой автомобильный парк будут использоваться с неполной загрузкой, а это, в свою очередь, чревато тем, что износ дорог ускорится, а расходы на ремонт возрастут. Всё дело в том, что когда загрузка автомобилей оказывается неполной, появляется необходимость в организации дополнительных рейсов, необходимых для доставки того же объема строительных материалов. В компании подсчитали, что по факту, процент увеличения транспортного потока составит 100– 140%. В то время как допустимый рост не должен превышать 40%.

Не станет экономией и использование транспорта с меньшей массой, поскольку гораздо выгоднее содержать один 12-тонник, чем несколько среднетоннажных транспортных средств, поскольку тогда потребуется увеличивать штат водителей, повысятся расходы на обслуживание и топливо.

И хотя дорожный сбор еще никак не может прижиться на уровне федеральных дорог, в регионах уже озадачились идей появления чего-то подобного на своем уровне.   И снова лидером в этом вопросе выступает Северо-Запад. Яркий пример такой активности – губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, выступивший в конце ноября на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он выступил с предложением, обращенным к министру транспорта Максиму Соколову, заявив о своей готовности ввести транспортный сбор в возглавляемом им субъекте. Глава региона сообщил о том, что благодаря введению платы для региональных и муниципальных дорог, регион получит свыше трех миллиардов рублей, а протяженность отремонтированных дорог увеличится на треть. Однако пока, с реализацией идеи введения налогового сбора на региональном уровне никто торопиться не будет, и речи об этом не идет.

Подводя итог, можно сказать о том, что пока попытки государства упорядочить рынок кажутся осмотрительными и не слишком эффективными. Вряд ли удастся устранить серый рынок, да и призрачными кажутся перспективы повышения качества дорожной сети. Не убедителен и опыт Европы, который так часто любят приводить в пример законодатели. Порядок на отдельно взятом рынке не удастся создать до тех пор, пока не будут усовершенствованы механизмы его существования в более масштабных контекстах.

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


Адрес: 
г. Санкт-Петербург, пр. Шаумяна д.69
Телефон:
+7 (812)988-33-62
E-mail:
info@rnsinfo.ru

Генеральный директор
Павел Новинский
Директор по развитию
Николай Паньшин
Редактор отдела новостей
Лилия Кирсанова


   
   
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться