Кризис: забыть о безопасности в угоду экономии!

На главную страницу \ Материалы \ Статьи \ Цифровые тахографы \ Кризис: забыть о безопасности в угоду экономии!
Кризис: забыть о безопасности в угоду экономии!
Цифровые тахографы

Минтранс освободил производителей транспортных средств от оснащения тахографами на заводском конвейере?  

Это действительно так или только кажется на первый взгляд?

Что это - попытка угодить производителям, желание чиновников Минтранса или реализация интересов иных лиц?

Попробуем разобраться в этих вопросах и дать оценку ситуации в связи с изменениями, внесенными в Приказ Министерства транспорта от 21.08.13 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Законодательное регулирование вопросов, связанных с применением тахографа для контроля режимов труда и отдыха водителей, находится в правовом поле различных ведомств. Тахограф с одной стороны является прибором, выполняющим функции государственного контроля, а с другой стороны - компонентом транспортного средства, оказывающим прямое влияние на управление и предсказуемость автомобиля, по этой причине законодательное регулирование распределило тахограф между двумя ведомствами. В части контрольных функций нормативные акты относятся к области регулирования Министерства транспорта Российской Федерации, а в части требований по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств - к области технического регулирования в рамках полномочий Министерства промышленности и торговли РФ.

Для понимания сути внесенных изменений, описание которых будет представлено ниже по тексту, нужно учитывать общие Положения, предписывающие правила формирования текстов нормативно-правовых актов, а именно: требования, изложенные в законодательных актах, имеющих преимущественную силу над иными нормативно-правовыми документами, не должны повторяться в документах, имеющих меньший юридический статус, поскольку нормы уже действуют.

Теперь можно перейти к сути изменений, которые были внесены в Приказ Минтранса №273. Из текста Приказа было исключено требование по оснащению тахографами транспортных средств на конвейере завода производителя.

tahograf (3).jpg

Кому это выгодно?  Однозначно можно сказать, что не владельцу транспортного средства, для него с любой точки зрения это невыгодно! С экономической стороны - потому что цена при установке на конвейере существенно ниже, чем при установке тахографа в условиях мастерской. С технической точки зрения это еще более невыгодно, потому как установка модели тахографа даже с минимальными отклонениями от конструкторской документации может привести к потере корректного управления автомобилем в самый неожиданный момент, и, самое опасное, если это произойдет в экстренной ситуации, в условиях, когда каждый метр тормозного пути – это чья-то сохраненная жизнь.

Выгодно это в первую очередь производителям: для производителя автомобиля с экономической точки зрения – это снижение затрат на производство продукции; для производителя тахографа это также снижение затрат на изготовление устройства, обладающего требуемой для автокомпонента степенью надежности, который не подведет в любой ситуации, к тому же это экономия на процедурах подтверждения соответствия в составе автомобиля - качественный тахограф производить дороже, чем некачественный.

Всем остальным это невыгодно, а с точки зрения основной задачи тахографа – защиты интересов населения от рисков, связанных с возникновением аварийных ситуаций на дороге, решение по исключению требования оснащения тахографами транспортных средств на конвейере завода-производителя противоречит государственным интересам. Что и отражено в Федеральном законе от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где в статье 3 определяется, что «Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ...».

Сразу же после вступления в силу данного изменения заинтересованные лица начали активно сообщать всем участникам отрасли, что теперь на конвейере устанавливать тахограф не требуется и одобрение модели тахографа со стороны завода-производителя не требуется также – понятно, что это «было им на руку». Но заинтересованные лица просчитались: одобрения производителя для модели тахографа никто не отменял, поскольку этот вопрос регулируется не приказом Министерства транспорта, а Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который имеет преимущественную юридическую силу над всеми внутренними нормативными актами Российской Федерации.  

Технический регламент 018/2011 предусматривает процедуру прохождения одобрения типа транспортного средства в составе с тахографом, при этом регламент не требует его обязательной установки на конвейере завода. Если модель тахографа не внесена в конструкторскую документацию завода-производителя транспортного средства, то ТР ТС 018/2011 предписывает прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, в противном случае эксплуатация транспортного средства запрещается.

Из вышесказанного очевидно, что законодательство не освободило производителя автомобиля от одобрения модели тахографа в составе модели транспортного средства, допускается только различный порядок оснащения транспортного средства тахографом: либо на конвейере, либо в мастерской, и в любом случае допускается только та модель, которая включена в состав электронного оборудования и является компонентом, внесенным в заводскую документацию транспортного средства.  

Однозначно, что освобождение завода-производителя от установки тахографа на конвейере приведет к отрицательным последствиям:

- повышение стоимости для конечного потребителя;

- увеличение риска возникновения ДТП по причине установки в мастерской некачественной модели тахографа, не прошедшей одобрение завода-производителя автомобиля и не прошедшей процедуры проверки совместимости электронных компонентов ТС, и, как следствие, не исключающей возможность потери предсказуемого управления автомобиля в экстренных ситуациях.


tahograf (2).JPG


В заключение можно сказать следующее:
несмотря на то, что приказ Минтранса освободил производителей автомобилей от оснащения на конвейере транспортных средств тахографами, ситуация с юридической точки зрения не изменилась – обязанность внести в конструкцию автомобиля такой компонент, как тахограф, осталась, и ее даже повторять в тексте приказа Министерства транспорта не требуется – достаточно требования Технического регламента. Соответственно, и обязанность производителя тахографа делать качественный прибор с прохождением процедуры одобрения завода-производителя ТС также осталась. Если производитель тахографа этого не сделал, то владелец автомобиля обязан оформить внесение изменений в конструкцию транспортного средства перед установкой неодобренного заводом-производителем тахографа. Это касается всех моделей автомобилей: как выпускающихся в эксплуатацию, так и находящихся в эксплуатации, что следует из определения компонента транспортного средства, изложенного в ТР ТС 018/2011. При этом не имеет значения, предусмотрено ли было наличие тахографа в составе автомобиля на момент его выпуска в эксплуатацию или нет, в случае если не предусмотрено, то регламент не предъявляет требований по оснащению, но и не запрещает иным нормативным актам такое требование предъявлять, это наблюдается и на текущий момент: данное требование предписано статьей 20 Федерального закона от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Перевозчику следует внимательно отнестись к выбору модели тахографа с целью обезопасить себя от возможного риска возникновения аварийной ситуации. Никто в этом вопросе больше, чем сам владелец, не заинтересован. Поэтому не стоит доверяться рекламным слоганам и заверениям, а необходимо ознакомиться с требованиями Технического регламента Таможенного союза 018/2011.

Эксперт RNSINFO, Мирошин Геннадий Святославович

test

текст кнопки

  • Рекомендованные компании в вашем регионе:
  • и другие 97 компаний
  • Согласен с автором на 100 %. Эта статья доказывает еще раз что Мирошин Геннадий Святославович Профессионал в тахографии с большой буквы.

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


Адрес: 
г. Санкт-Петербург, пр. Шаумяна д.69
Телефон:
+7 (812)988-33-62
E-mail:
info@rnsinfo.ru

Генеральный директор
Павел Новинский
Директор по развитию
Николай Паньшин
Редактор отдела новостей
Лилия Кирсанова


   
   
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться