Система мониторинга на пассажирском транспортном предприятии. Маршрут

На главную страницу \ Материалы \ Статьи \ Мониторинг транспорта \ Система мониторинга на пассажирском транспортном предприятии. Маршрут
Система мониторинга на пассажирском транспортном предприятии. Маршрут
Мониторинг транспорта

Принятие Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285 вывело внедрение систем мониторинга транспорта на новый уровень. Впервые для нескольких категорий транспортных средств были установлены требования к бортовому навигационному оборудованию и определены сроки оснащения. Раньше большинство покупателей систем мониторинга транспорта составляли коммерческие транспортные предприятия, желающие защититься от злоупотреблений со стороны водителей (хищения топлива, несанкционированные поездки). В 2012-2014 годах внимание на системы мониторинга обратили крупные предприятия пассажирского транспорта (как государственные, так и частные). Необходимо было в короткий срок установить навигационные терминалы (трекеры) на десятки тысяч автобусов и троллейбусов (хотя трамваи не входят в категории M и N, их во многих городах тоже оснащали навигационным оборудованием), а также обеспечить эффективную работу диспетчерских служб.

В настоящее время обязательное оснащение пассажирского транспорта навигационным оборудованием отменено, Приказ №285 теперь носит рекомендательный характер, но там, где системы мониторинга были внедрены, они продолжают эксплуатироваться. Пассажирские предприятия уже ощутили пользу качественного мониторинга транспортных средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности. Кроме того, участники рынка уверены, что новые нормативно-правовые акты, регулирующие использование навигационного оборудования на транспортных средствах, перевозящих пассажиров, всё же будут приняты.

Многие разработчики программного обеспечения для мониторинга транспорта предлагают своим клиентам, осуществляющим перевозку пассажиров, соответствующие отраслевые решения. Например, такие решения есть у компаний Fort Telecom и SpaceTeam.

Интерфейс облачной платформы FortMonitor

На изображении интерфейс облачной платформы FortMonitor

Как правило, отраслевые решения разрабатываются в виде дополнений к существующему диспетчерскому программному обеспечению, и пассажирские перевозки не стали исключением. Основным пользователем программы считается диспетчер, который может «прокладывать маршрут» и следить в реальном времени за транспортными средствами – разработчики почему-то именно так представляют себе обязанности диспетчера пассажирского предприятия. Весь анализ данных, необходимый другим специалистам предприятия, обычно реализован в виде набора отчётов. Комплексная автоматизация пассажирского транспортного предприятия (от формирования плана работы до анализа его выполнения) в виде универсального решения с интегрированным мониторингом транспортных средств пока не реализована ни одним из разработчиков.

В этой статье описано распределение обязанностей при организации перевозки пассажиров с точки зрения последовательности обработки данных. Попутно даны определения некоторых терминов, с которыми разработчики решений для пассажирского транспорта в составе систем мониторинга неизбежно столкнутся при внедрении своих продуктов.

Планирование работы пассажирского предприятия

Организация перевозки пассажиров в любом регионе или населённом пункте начинается с формирования маршрутной сети, т.е. совокупности маршрутов одного или нескольких видов транспорта. Эту работу выполняют специалисты службы организации перевозок. Данная служба может быть самостоятельным предприятием, департаментом городской администрации или структурным подразделением крупнейшего пассажирского перевозчика, которым обычно является муниципальное предприятие. Для каждого маршрута оформляется паспорт, в который включаются вид транспорта, номер маршрута, наименования конечных пунктов, требования к подвижному составу, к времени начала и завершения работы, к интервалам движения в различные дни недели и часы суток, а также схема движения по каждому направлению движения в составе маршрута. Направления движения – это не только «туда» и «обратно», но и всевозможные укороченные и удлинённые рейсы, а также нулевые рейсы (от депо или автопарка до конечного пункта маршрута или обратно). Для каждого направления движения формируется траектория движения (список улиц, по которым выполняется рейс), определяется последовательность промежуточных остановок, устанавливаются общая продолжительность выполнения рейса, время движения на каждом участке между остановками и время стоянки на остановках (все эти значения могут изменяться в зависимости от времени суток, дня недели и летнего / зимнего сезона). Специалисту, оформляющему паспорта маршрутов, необходимо программное обеспечение, позволяющее отмечать на карте остановочные пункты и составлять из них направления движения. В составе систем мониторинга транспорта обычно есть редакторы геозон и траекторий, поэтому логично предложить для ввода исходной информации о маршрутах именно эти инструменты.

Не существует строгих правил, по которым выбираются траектории новых маршрутов городского транспорта. Обычно учитывается плотность населения в различных микрорайонах, расположение крупных промышленных предприятий, торговых комплексов и других объектов. Для электротранспорта существенное значение имеет техническая возможность и стоимость прокладки новых участков пути и контактной сети. Система мониторинга транспорта может облегчить выбор нового маршрута, предоставив сведения о количестве пассажиров, пользующихся существующими маршрутами. Для этого на транспортные средства вместе с навигационным оборудованием должны быть установлены средства учёта пассажиропотока, которые зафиксируют количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке, что позволит определить количество пассажиров в салоне на каждом участке маршрута. Эта информация позволяет выявить избыточный подвижной состав на существующем маршруте, а в некоторых случаях – указать вариант корректировки траектории маршрута (если избыточность подвижного состава различается на разных участках маршрута).

Для каждого маршрута специалисты службы организации перевозок также составляют расписания движения, т.е. определяют время начала выполнения всех рейсов. На каждом маршруте одновременно могут действовать несколько расписаний движения – действующее расписание на каждый день выбирается в зависимости от сезона и дня недели. Рейсы группируются в графики работы (их также называют «выходами»). Все рейсы, входящие в один график работы, последовательно выполняются в течение дня одним транспортным средством. Составление расписаний движения по маршрутам – сложная задача, для решения которой обычно используется специальное программное обеспечение. В составе системы мониторинга транспорта должна быть предусмотрена возможность ввода и корректировки готовых расписаний – как вручную, так и посредством импорта в каком-либо формате, который может существенно различаться при использовании различных средств составления расписаний. Без полной информации обо всех маршрутах и всех направлениях движения, без расписаний движения система мониторинга транспорта не сможет контролировать выполнение запланированных рейсов.

И маршрутная сеть, и расписания движения по маршрутам постоянно совершенствуются с учётом накопленной статистики работы. Специалистам службы организации перевозок необходимо видеть в системе мониторинга не только ход фактического выполнения каждого рейса с указанием времени посещения каждой остановки, но и обобщённые по каким-либо критериям результаты работы транспортных средств на различных участках маршрутной сети. Например, если в процессе эксплуатации выясняется, что в определённые часы суток транспортные средства задерживаются на каком-либо перекрёстке (из-за недостаточной пропускной способности перекрёстка, из-за неудачного режима работы светофоров или ещё по какой-либо причине), то и плановое время прохождения соответствующего участка в расписаниях движения по маршрутам увеличивается.

Работа пассажирских транспортных средств планируется в соответствии с действующими расписаниями по календарным дням. Для каждого графика работы выбираются транспортное средство и члены экипажа (водители и кондукторы). Планы работы составляются на каждый календарный месяц (такой план называется «месячный наряд» или «график-сетка») и на каждый день («суточный наряд» или «разнарядка»). Месячный наряд составляется за несколько дней до наступления даты, с которой начинается его действие, чтобы водители и кондукторы заранее знали, когда им предстоит работать. Суточный наряд составляется не более чем за 3 дня до наступления соответствующей даты на основании месячного наряда с учётом необходимых корректировок: некоторые транспортные средства, включённые в месячный наряд, могут быть неисправны, некоторые сотрудники – заболеть, уволиться и т.п.

Составлением месячных и суточных нарядов на предприятии или в его подразделении занимается нарядчик. Он же формирует резерв транспортных средств, водителей и кондукторов для обеспечения бесперебойной работы на всех маршрутах. Нарядчик, как правило, не является активным пользователем системы мониторинга транспорта в части контроля движения транспортных средств – он только участвует в формировании того плана, с которым система мониторинга будет сравнивать фактическую работу транспорта.

Формированием суточного наряда завершается этап организации пассажирских перевозок, предшествующий мониторингу работы транспортных средств на маршрутах. В следующих частях статьи будет рассмотрена работа специалистов, обеспечивающих оперативное управление движением и выполняющих анализ результатов работы.

  • Рекомендованные компании в вашем регионе:
  • и другие 97 компаний

Возврат к списку

О проекте

Профессиональный интернет-портал RNSINFO – современный источник актуальной информации о системах мониторинга и контроля автотранспорта. Информационный портал RNSINFO ориентирован на широкую аудиторию интернет-пользователей различных регионов России. Свежие новости из достоверных источников, актуальная аналитика и мнения ведущих экспертов позволяют быть в курсе настоящего и будущего отрасли. Портал RNSINFO является информационным партнером и постоянным участником российских и международных выставок, государственных форумов и конференций. 

Современные сервисы нашего портала создают максимально удобные условия для встречи поставщиков и пользователей услуг и оборудования. 

Целью интернет-портала RNSINFO – является, объединение профессионалов транспортной отрасли на базе интерактивной коммуникационной площадки.

Возможности
Портал RNSINFO обеспечивает пользователей справочной и аналитической информацией:
  • уникальные материалы;
  • подробные ответы экспертов отрасли;
  • тематическая инфографика;
  • анализ рынка;
  • актуальные новости;
  • современные сервисы.

Актуальные новости рынка, статистика продаж оборудования в регионах и другая полезная информация поможет оставаться в курсе событий в рамках одной интерактивной площадки. Сервис «Тендеры» позволяет заказчикам приобрести услугу или товар эффективно, быстро и по самой выгодной цене. Он создан для того, чтобы облегчить и максимально упростить процедуру поиска исполнителей на поставку и установку систем мониторинга, тахографов и другого оборудования. Размещая тендер на нашем портале, в короткий срок вы получаете заявки и предложения от проверенных и сертифицированных дилеров и производителей.

Контакты

Портал RNSINFO – крупнейший в России интернет-ресурс, который объединяет пользователей, производителей и интеграторов систем контроля транспорта. 


Адрес: 
г. Санкт-Петербург, пр. Шаумяна д.69
Телефон:
+7 (812)988-33-62
E-mail:
info@rnsinfo.ru

Генеральный директор
Павел Новинский
Директор по развитию
Николай Паньшин
Редактор отдела новостей
Лилия Кирсанова


   
   
Зарегистрируйтесь!
Этот раздел сайта доступен только для зарегистрированных пользователей.
Зарегистрироваться Вернуться
Для корректной работы данного функционала сайта вам необходимо зарегистрировать компанию. Это можно сделать в личном кабинете в разделе Моя Компания.
Вернуться
Данный сервис доступен только пользователям с типом аккаунта PRO. Прочитайте про PRO-аккаунт подробнее.
Перейдите на PRO Вернуться